Тактика

Поговорим о тактике в формате «вопрос-ответ».

С чего лучше начать планирование предстоящего боя?

Конечно же, с анализа той карты, на которой будет проходить битва. Важно знать все особенности местности и отталкиваться от этого, планируя свои все последующие действия.

Как правильно расставить войска перед боем?

Как бы вы не выстраивали свои войска, главное – они должны располагаться таким образом, чтобы суметь поддержать друг друга. Стрелки всегда должны иметь возможность вовремя уйти за спины копейщиков или тяжелой пехоты, мечники – рассчитывать на поддержку копейщиков в случае конной атаки, ну а копейщики должны знать, что отряды тяжелой вражеской пехоты в случае атаки будут засыпаны градом стрел и сметены союзной кавалерией.

Какие режимы поведения лучше всего выставлять отрядам?

Это зависит от того, собираетесь ли вы атаковать или защищаться. Если играть от обороны, то лучшим режимом для пехоты и конницы будет «Держать позицию». Так вы будете уверены, что никто из них не рванется в атаку раньше времени и тем самым не нарушит боевые порядки. Стрелкам, выдвинутым перед основными силами, лучше задать «Режим уклонения» – так при возникновении опасности они вовремя отойдут за основные отряды.

Если вы планируете наступление, пехоте лучше приказать соблюдать «Атакующий режим» – тогда в подходящий момент она сама ринется в атаку. Коннице лучше задать «Держать позицию», чтобы она не поддалась на возможную, и вести к врагу шагом, нажав клавишу Page Down. Пешие стрелки, если они следуют впереди всего войска, должны соблюдать «Режим уклонения». Если же они идут за основными силами, то лучше приказать им «Удерживать позицию».

Какими войсками лучше начинать бой?

Рекомендуется начинать бой стрелками. Особенно ценны в начале сражения конные стрелки. Если вы играете от обороны, эти воины могут быстро приблизиться к противнику, обстрелять его, а потом отступить, увлекая за собой врага к вашим оборонным порядкам, которые должны быть готовы встретить вражескую атаку.

Наступая на врага, также выгодно послать вперед стрелков, чтобы они нанесли врагу потери, расстроили его боевые порядки и, кроме того, возможно, выманили часть его отрядов на себя. Только следите за тем, чтобы стрелки успели вовремя отступить.

Какие когда построения войск следует применять?

Пехоту лучше строить в линию. Копейщиков в случае опасности атаки вражеской конницы лучше строить в круг – тогда у них не будет ни тыла, ни флангов и кавалерии будет достаточно трудно с ними совладать. Но когда копейщики должны драться с пехотой, то лучше выстроить их в линию и максимально сплотить ряды. Конница может строиться клином, это хорошо, когда нужно рассечь вражеские ряды. Но надо учитывать, что клин не такой маневренный, как линия, и его легко зажать.

В строю важна как его ширина, так и глубина. Широкий по фронту, но не глубокий строй легко разорвать, но когда, например, нужно атаковать конницей пеших стрелков, то лучше максимально растянуть фронт атакующей кавалерии, чтобы с одного удара всадники могли убить как можно больше стрелков. Потеря большого количества воинов за короткий промежуток времени практически всегда вызывает панику.

Также важно, какой у нас строй – нормальный, сомкнутый или редкий. Редким строем рекомендуется выстраивать полки во время обстрела, так ваши потери будут минимальны. Нормальный строй хорош как для рукопашного боя, так и для защиты от стрел. Сомкнутые ряды позволяют максимально усилить ударную мощь отрядов, но делают их очень уязвимыми при обстреле, поэтому приказ сомкнуть строй стоит отдавать непосредственно перед началом схватки.

Какие рода войск лучше подходят для уничтожения других родов войск?

Копейщики – это типичный антикавалерийский отряд. Все мечники со щитами, как правило, хорошо справляются с копейщиками и пешими стрелками в рукопашном бою.

Стрелки могут нанести сильные потери всем пешим войскам, но они очень уязвимы при атаке конницы. Однако не стоит считать, что все так просто и однозначно. Игровая практика показывает, что и мечники, которые тесно сомкнут свои ряды и будут готовы к атаке кавалерии, смогут не только выдержать её удар, но и победить. А копейщики, не успев занять оборонительную позицию, могут быть раздавлены конницей.

Насколько важно учитывать при игре рельеф местности?

Все действия нужно планировать, исходя из рельефа карты. Всегда стоит помнить, что на высотах ваши стрелки будут иметь бонус к точности стрельбы. В лесу, на речном мелководье, в болотистой местности, на распаханном поле вам не страшна вражеская конница, которая не способна передвигаться по таким местам галопом, а значит, не сможет нанести мощный молниеносный удар. В узких проходах небольшая, но умело размещенная армия может сдержать превосходящее по численности войско.

Какие тактические приемы обычно используются в игре?

Таких приемов есть немало, вот лишь основные.

«Молот и наковальня» – когда центр, обычно состоящий из пехоты, сковывает основные силы врага, а конница и другие вспомогательные части, сломив сопротивление на флангах, осуществляют полное окружение противника.

«Молот» – очень похож на предыдущий прием. Отличие в том, чтобы усилить только один фланг, как правило, левый, и его массированным ударом сломить вражеский правый фланг с последующим выходом во вражеский тыл.

«Скала» – чисто оборонительный прием. Ваши войска занимают круговую оборону, укрепившись на выгодной позиции, по возможности прикрыв тыл и фланги благодаря особенностям ландшафта, и отражают атаки врага до его полного истощения, после чего сами переходят в атаку.

«Волны» – прием характерный для фракций, имеющих в своем арсенале конных лучников, типичен для монголов. Нужно всячески избегать прямого столкновения с войсками противника в рукопашном бою, осыпать его градом стрел, а когда тот понес крупные потери и ослаб – нанести сокрушительный удар.

Что стоит помнить при ведении битвы?

Держите свои войска «в кулаке»: они должны взаимно поддерживать и дополнять друг друга. Если вы рассеете их по полю, то врагу будет очень легко разбить их по отдельности. Всегда нужно стараться прикрыть фланги и тыл, отлично, если этого можно достичь, используя рельеф местности.

Не стоит бросаться скопом на вражеские части, лучше наносить удар с разных сторон.

Всегда следует атаковать врага, когда он этого не ожидает или еще не готов к этому, скажем, атака войск, которые двигаются маршем, – отличная идея.

Не стоит пренебрегать разведкой. Если вы должны войти в узкое ущелье или проход, собираетесь пересечь лес, стоит направить туда разведывательные отряды – пусть проверят, нет ли там западни. Лучше всего для этой цели подходит легкая кавалерия или конные стрелки.

Стреляя по врагу с дальней дистанции, вы, скорее всего, немногого достигнете. А вот заняв стрелками возвышенности, существенно улучшите эффективность их стрельбы.

Любые вражеские отряды, отбившиеся от основных сил, нужно, по возможности, окружать и уничтожать, не давая им соединится с остальными войсками.

Уставших воинов желательно выводить из боя и заменять резервами.

Не стоит бросать первыми в битву сильно потрепанные или морально не стойкие отряды, да еще и без поддержки других отрядов. Скорее всего, такие вояки сбегут при одном виде наступающего врага.

Помните, что все ваши отряды взаимно влияют друг на друга. Смерть и бегство союзных отрядов вызывает у ваших воинов тревогу, а гибель и бегство врагов воодушевляет их.

Присутствие на поле боя отряда командующего всегда позитивно влияет на боевой дух солдат, а звук его боевого рога способен вернуть присутствие духа даже панически бегущим отрядам.

Само появление ваших войск на неприкрытых флангах и в тылу заставляет солдат противника нервничать, а некоторые отряды могут даже удариться в панику. Не стоит позволять врагу проделывать то же самое с вашими войсками.

Это простые и понятные истины, следуйте им – и будете побеждать.

Рыцарский отряд

Основная боевая единица западноевропейских армий в игре — отряд под командованием сеньора, состоящий из рыцарей-вассалов и сквайров. Рыцари — великолепно вооруженные и самые способные воины.

Рыцарский отряд — основная ударная сила и в то же время элитная боевая единица. Их в игре немного, каждый — уникален. Основная отличительная черта отряда — герб сеньора, который изображается на знамени, рыцарских одеяниях и щитах, а также на попонах лошадей и щитах оруженосцев. Поскольку средневековая геральдика красочна и разнообразна, отряды, даже воюющие на одной стороне, перепутать невозможно.

Прототипом рыцарского отряда в игре стала «хоругвь» — основная тактическая единица средневековых рыцарских армий. Это объединение «копий» — отрядов меньшего размера, состоящих из рыцаря, его слуг и сквайров, — под командованием сеньора. Рыцари и оруженосцы в игре одеты в традициях середины XIII века, а сеньор — по образцу облачений для рыцарских турниров конца XIII века. Таким образом, сеньора отличить от остальных воинов несложно.

<a href='pics/articles/knights01.jpg' target='_blank' >Скачать</a>
<a href='pics/articles/knights02.jpg' target='_blank' >Скачать</a>
<a href='pics/articles/knights03.jpg' target='_blank' >Скачать</a>

Основные воины рыцарского отряда на примере войска Жана I, герцога Брабантского: герцог, его вассал и оруженосец.

Успех рыцарского отряда на поле боя во многом зависит от выбранного боевого порядка, который, как и место каждого рыцаря в строю, определяется задачей, стоящей перед отрядом. Например, при атаке — конной или пешей — рыцари всегда должны возглавлять строй, а сеньор — вести их в бой. Этому принципу подчинена структура двух основных боевых порядков атакующего рыцарского отряда: линейного построения и клина. В первой шеренге или на острие клина — рыцари во главе с сеньором. В следующих шеренгах — рыцарь-знаменосец и оруженосцы.

Плотность построений может быть различной, что важно как при атаке, так и при обороне. К примеру, пеший рыцарский отряд, отражая атаки со всех сторон, может построиться в плотный круг, прорвать который по силам далеко не всякому противнику.

<a href='pics/articles/knights04.jpg' target='_blank' >Скачать</a>
<a href='pics/articles/knights05.jpg' target='_blank' >Скачать</a>

Примеры атакующих построений конного рыцарского отряда:

  • клин Матье де Монморанси, героя битвы при Бувине, а впоследствии — коннетабля Франции;
  • линейное построение отряда Генри де Богуна, одного из лидеров мятежных баронов в битве при Линкольне, коннетабля Англии.

В бою необходимо использовать возможности рыцарских отрядов в полной мере. Поначалу лучше поберечь рыцарей, но в нужный момент послать в самую гущу битвы — и они приведут к победе.



Конные лучники — грозные войска. Благодаря быстроте своих лошадей и высокой выносливости всадники без труда могут избегать прямого столкновения в рукопашной и сеять смерть своими меткими выстрелами. Какие же факторы необходимо учитывать, чтобы конные лучники стали максимально эффективным орудием? Рассмотрим самые основные.

Во-первых, важен навык владения луком: чем он выше, тем больше вероятность меткого выстрела;

Во-вторых, играет роль, как именно передвигается конь в момент выстрела: шагом, рысью, галопом. Когда конь стоит или передвигается шагом, меткость стрельбы не страдает, однако когда лошадь идет рысью или галопом, меткость стрелка ухудшается (штраф к точности стрельбы: — 1 при рыси, — 2 при галопе);

В-третьих, нужно учитывать расстояние до цели: чем она дальше, тем больше вероятность, что всадник промахнется, кроме того, чем больше дистанция, тем меньше убойная сила стрелы;

В-четвертых, значимо и то, стреляет ли отряд лучников в обычную цель или же обстреливает отряд преследователей. Во втором случае точность стрельбы значительно снижается.

В-пятых, имеет значение траектория, по которой послана стрела: стрельба прямой наводкой более смертоносна, чем стрельба навесом.



Кроме того, конные стрелки могут стрелять вперед, а также повернувшись в седле влево на 90 и 180 градусов, а вот вправо стрелять они не могут, а значит там — так называемое мертвое пространство.

Итак, краткий обзор основных факторов, влияющих на эффективность стрельбы, завершен. Теперь несколько слов о практике.

Отряды конных лучников идеальны для того, чтобы выманить закрепившегося врага с его позиции, быстро обстрелять и скрыться. Ни в коем случае нельзя гнать стрелков к цели галопом, если она находится, что называется, за тридевять земель. Выносливость лошадей не беспредельна, поэтому до поры до времени конникам лучше двигаться шагом (клавиша Page Down). Некоторые полководцы предпочитают атаковать врага так называемыми звеньями по 2-3 отряда конных лучников: один отряд — ведущий, а второй и третий — ведомые. Размещаются отряды «лесенкой» по диагонали один за другим, так, чтобы первый ведущий отряд был фронтом или даже чуть сбоку к атакуемой части вражеской войск. В таком построении отряды могут поддерживать друг друга огнем. Если противник окажется настолько безрассудным, что бросится в погоню только за одним или двумя отрядами из звена, то ретирующиеся отряды конных лучников пройдут вблизи своих ведомых, которые с очень близкого расстояния, двигаясь шагом или стоя на месте, дадут несколько залпов по преследователям. Нередко это приводит к очень большим потерям и деморализации противника. Если же этого оказалось недостаточно, то лучше отступить, причем не по прямой, а описывая своеобразные круги (о том, как это делать, чуть позже). При этом надо стараться подводить противника под обстрел не атакованных отрядов, а также заходить не атакованными отрядами на преследователей параллельным встречным курсом, и сблизившись, открыть огонь — получается своеобразный круговорот.

Однако не всегда можно действовать тактикой звена. Допустим, отрядов у вас мало, или же враг погнался за всеми отрядами конных лучников сразу. В таком случае стоит действовать по-другому, но ни в коем случае не убегать от преследователей по прямой. Во-первых, тогда инициатива перейдет к противнику — он гонит ваши войска, куда хочет, а не вы отступаете в желаемом направлении. Во-вторых, отступая по прямой, вы, скорее всего, слишком увеличите дистанцию между своими отрядами и преследователями, а чем дальше цель, тем труднее в неё попасть. Однако подпускать врага слишком близко тоже нельзя, ведь точность стрельбы страдает, когда враг дышит стрелкам в затылок.

Как же быть? Нужно сокращать дистанцию между своими отрядами и преследователями, но не поджидать их, просто остановившись, а с помощью маневра. Допустим, враг гонит ваши отряды по прямой, и расстояние между ними уже достаточно велико. В этом случае, как правило, лучше прекратить огонь, чтобы не тратить даром стрелы. По умолчанию этот приказ закреплен за клавишей N. Затем нужно приказать стрелкам резко сменить траекторию движения, так, чтобы она составляла угол в 90 градусов от предыдущей траектории. Но помните, поворачивать стрелков надо против часовой стрелки — влево, тогда, сменив траекторию движения на 90 градусов, они по-прежнему смогут обстреливать преследователей (не забываем отпустить клавишу N).

Если же повернуть конников по часовой стрелке (вправо), они не смогут вести огонь (не забыли о мертвом пространстве?), и будут вынуждены дождаться, пока враг снова зайдет им в «хвост». При большом разрыве дистанции меняя время от времени траекторию ухода на 90 градусов против часовой стрелки, вы увидите, что ваши отряды описывают круги — исполняют своеобразный «вальс смерти». Иногда, если позволяют обстоятельства, можно совершить довольно дерзкий маневр: изменив траекторию движения на 160 или же 180 градусов, пронестись мимо преследователей встречным курсом и сделать при этом несколько залпов. Как правило, это действует просто сногсшибательно!

Всё описанное выше касается в основном действий конных лучников против вражеской кавалерии. Надо отметить, что воевать конными лучниками против пехоты легче. Старайтесь брать пехотные отряды в окружение, стреляйте в них с разных сторон, лучше с тыла и с их правого бока (там, где воин не прикрыт щитом), двигайтесь шагом и лишь в крайнем случае, когда вас вот-вот настигнут, переходите на галоп. Но, достаточно увеличив дистанцию, тут же пускайте лошадей шагом. Если на карте есть возвышенности — горы или даже небольшие холмы, — стоит занять их стрелками и оттуда вести огонь (это даст лишний бонус в точности). Но помните, вы должны иметь возможность уйти оттуда при первой же необходимости.

При борьбе как с пешими, так и конными стрелками обязательно нужно разредить ряды. Это существенно уменьшит ваши потери при перестрелке, однако, если враг имеет большее количество стрелков, лучше не ввязываться в дуэль — скорее всего, вы проиграете. Главное — ни в коем случае не позволяйте врагу навязывать вам траекторию отступления конными стрелками. Это вы должны отступать по нужной вам траектории и диктовать противнику правила игры, а не наоборот. Лучше использовать конных стрелков там, где им ничего или почти ничего не грозит (против конницы, пехоты, небольшого количества стрелков), или когда надо разрушить монолитность вражеских рядов (умелым маневром, не подставляясь под встречный огонь, своим обстрелом проредить вражеские ряды или выманить на себя часть войск), а также для быстрой разведки. Помните, стихия конных лучников — это точные удары, разящие врага там, где он ничего не может им противопоставить. Ваши конные стрелки должны быть там и тогда, где и когда это выгодно, и лишь столько времени, сколько они сохраняют свои преимущества. Как только ситуация изменилась — выводите ваши отряды из боя и бросайте в другие места, где они будут чувствовать себя хозяевами положения.

Настало время поговорить о пехоте. Рассмотрим вкратце виды пехотных отрядов.


Ополченцы — самые ненадежные солдаты. У них слабый боевой дух, оружием они владеют плохо. Да и чего можно ждать от вчерашних горожан, которым вручили незамысловатое оружие и послали на войну? Однако и эти воины могут пригодиться на поле брани, если использовать их с умом. Ополченцы способны некоторое время сдерживать вражеские полки, пока основные части совершают обходный маневр, ведут огонь или прикрывают щитами от вражеских стрел другие отряды. Например, один отряд ополчения (0-уровень рукопашной, 0-брони, 0-морали, стоят 190 монет) вместе с отрядом арбалетчиков милиции (3-уровень стрельбы, 1-рукопашной, 1-брони, 1-морали, стоят 570 монет) победят отряд пеших рыцарей (3-уровень рукопашной, 3-брони, 3-морали, стоят 820 монет).


Копейщики — милиционный отряд (у русичей есть профессиональные копейщики), основная задача которого — отражать атаки вражеской конницы, защищая пехоту других типов от тяжелой кавалерии.

Милиционные мечники со щитами — эти вояки более опытны, чем ополченцы, они отлично справятся с пешими стрелками большинства фракций, хотя с профессиональными воинами, например с лучниками младшей дружины, им не тягаться. Также эти воины неплохо действуют против большинства копейщиков.

Профессиональные мечники со щитами — пешие сержанты Европы и младшая пешая дружина Руси. Эти воины — основа тяжелой пехоты большинства фракций.

Элитные мечники со щитами — пешие рыцари и пешая старшая дружина Руси. Это отборные части тяжелой пехоты, куда более сильной, чем все остальные пехотинцы.


Двуручные топорщики — особые бойцы, вооруженные тяжелыми секирами, которые они держат двумя руками. Щитами не пользуются, топор — их оружие для защиты и нападения. Достигший цели мощный удар тяжелой секиры практически всегда означает верную смерть, но скорость и точность его ниже скорости и точности удара мечом. Поэтому лучше всего этих воинов направлять в тыл к вовлеченному в бой вражескому отряду, также двуручные топорщики очень эффективны для атаки увязшей в бою кавалерии.


Чтобы успешно противостоять вражеским полкам, пехотинцы должны действовать сообща. Как правило, используется классическое построение: впереди — стрелки, за ними — копейщики (при появлении серьезной опасности они будут прикрывать стрелков). Задача копейщиков — защитить остальных пехотинцев от атак вражеской тяжелой конницы. Когда же враг пошлет в бой тяжелую пехоту (мечников со щитами), то в сражение вступает третья линия, состоящая из таких же отрядов. Милиционные и ополченческие отряды выступают как подмога основным силам, обычно их посылают атаковать противника с флангов или с тыла.


Есть такое высказывание: «Пехота — царица полей», в игре это не совсем так. Царицей полей является конница, однако царит она только на открытой местности, на просторных полях сражений. Во всех других случаях балом правит пехота.


Надо точно знать, где и как наиболее эффективно использовать пехоту. Пехотинцы отлично сражаются там, где сложно пройти кавалерии, например, на речном мелководье, в болотистой местности, на вспаханных полях или в глубоком снегу. Однако на открытой местности опасность для ее представляют стрелки. Лучшее место для пехотного боя — сильно пересеченная местность, с множеством труднопроходимых участков. Всегда следует занимать возвышенности. Укрепившимся на высоте пехотным частям будет легче обороняться, при этом лучше выбирать позицию, чтобы часть ее была прикрыта, например, лесом, рекой, горным хребтом. Кроме того, необходимо занимать узкие проходы, дефиле, а если над такими местами возвышаются холмы, то там хорошо разместить стрелков. На столь выгодной позиции малая армия может остановить превосходящие силы врага, так, например, было в битве при Фермопилах. Но всегда нужно помнить о главном недостатке пехоты — она медлительна. Это надо учитывать при планировании действий. Ведя войска к стратегически важному месту, не лишне будет послать на разведку отряд легкой конницы. В противном случае есть риск попасть в засаду и понести серьезные потери. Разведка нужна для того, чтобы вовремя успеть выстроить свои полки в боевой порядок. Пехоте лучше ожидать атаки вражеской кавалерии, стоя на месте и максимально сомкнув ряды (чувство плеча товарища добавит воинам мужества, кроме того, тесный строй труднее разорвать), а копейщикам — выстроившись в круг. При этом очень желательно, чтобы вражеская кавалерия не смогла обойти ваши боевые шеренги с флангов и тыла. Если вражеская конница поймает пешую армию на марше, это почти всегда означает, если не полный разгром пехоты, по крайней мере, очень серьезные потери в ее рядах. При обстреле пехоты нужно разрядить ряды и выдвинуть вперед мечников со щитами, поскольку они менее уязвимы для вражеских стрел и способны прикрыть другие пехотные части. Необходимо помнить, что в сражении против кавалерии копейщики более сильны, построившись в круг, но в бою с пехотой лучше выстроить их в линию и максимально сомкнуть ряды. Если у вас нет или не осталось копейщиков, а конница противника уже на подходе, лучше подставить под её удар наименее ценные пехотные отряды. При этом они не должны быть слишком измотаны и малочисленны, иначе велика вероятность того, что они струсят еще до начала вражеской атаки. Пехотинцам необходимо максимально плотно сомкнуть ряды и ожидать атаки конницы, стоя на месте. Позади них обязательно нужно разместить стрелков, они будут поддерживать товарищей огнем. Когда вражеская конница врежется в заградительные отряды и увязнет в них, надо немедленно выдвинуть основные пехотные части на фланги, обойти конницу и ударить по ней с флангов и тыла. Однако нужно успеть сделать это до того, как вражеская конница сокрушит фронт заградительных отрядов и прорвется к стрелкам.


Подведем итоги:

1. Пехота — достаточно универсальный род войск, который способен решать практически любые боевые задачи.

2. Главный недостаток пехоты — медлительность.

3. Пехота очень уязвима на открытых пространствах, где её может обойти и окружить вражеская конница, а также беспрепятственно атаковать стрелки.

4. Пехота отлично ведет бой в труднопроходимой местности, особенно против конницы.

5. Главные враги пехоты — стрелки, особенно конные.

6. Пехота, закрепившись в труднодоступной местности и заняв узкие проходы, при поддержке стрелков, превращается практически в непоколебимую скалу, сокрушить которую крайне сложно.

С учетом всего вышеперечисленного можно весьма успешно воевать пехотными частями.

<a href='pics/scr/scr02.jpg' target='_blank' >Скачать</a>
<a href='pics/scr/scr01.jpg' target='_blank' >Скачать</a>
<a href='pics/scr/scr03.jpg' target='_blank' >Скачать</a>
<a href='pics/scr/scr04.jpg' target='_blank' >Скачать</a>
<a href='pics/scr/scr05.jpg' target='_blank' >Скачать</a>
<a href='pics/scr/scr06.jpg' target='_blank' >Скачать</a>
Юниты Руси Юниты Европы Юниты монголов all

© 2011 ЗАО «1С» все права защищены.
Игра разработана компанией Unicorn Games.